image description
 

Учреждение Минское областное управление МЧС Республики Беларусь

 

«Ситуация стабилизировалась, но фронт работы еще большой» — МЧС о ситуации с пожарами на Минщине (МЛЫН.BY)

6834

265 пожаров и 28 погибших — начало года в Минской области выдалось действительно «огненным». Первые полтора месяца 2019-го статистика количества пожаров и вовсе шла нога в ногу с прошлогодней, которая оказалась худшей за последние несколько лет. Тем не менее, тенденция пошла на спад. По данным на 14 марта, в регионе зафиксировано на 70 возгораний меньше, чем на аналогичную дату 2018-го.  Корреспондент МЛЫН.BY пообщался с первым заместителем Минского областного управления МЧС и расспросил о том, какими способами спасатели Минщины стараются предупредить огненную стихию.

— Владимир Анатольевич, начало года действительно выдалось напряженным. Иной раз спасателям за сутки приходилось выезжать на тушение пожаров десять и более раз. Для Минской области показатель непривычен.

— Сейчас можно говорить о том, что ситуация в целом стабилизировалась. Количество пожаров снизилось на 20%. К счастью, уменьшилась и численность погибших, хотя еще в январе динамика один в один напоминала прошлогоднюю. Впрочем, каждая потерянная человеческая жизнь — это большая трагедия.

— Одна из целей спасателей как раз заключается в ее предупреждении.

— Верно. Одно дело приехать и потушить возгорание. В профессионализме пожарных не стоит сомневаться. Другое — приложить максимум усилий, чтобы этого не произошло.

Большинство пожаров происходит по вине человека, его беспечности. Поэтому перед нами стоит задача охватить профилактической работой как можно больше населения региона. И речь не только о теоретической работе. Мы можем, например, объяснить человеку, как пользоваться огнетушителем. А попав в стрессовую ситуацию, когда начинается настоящий пожар, он теряется и не знает, с какой стороны к нему подойти. Сейчас взяли на вооружение и практические инструменты. Яркий тому пример — открытый недавно Центр безопасности в Борисове. На базе подобных учреждений мы объясняем, как справиться с чрезвычайной ситуацией, какие альтернативные методы тушения или спасения можно применить.

— Но методы рейдов, собраний и лекций остаются актуальными?

— Да. Всех жителей, и особенно в сельской местности, за один день обучить практическим навыкам нереально физически. Поэтому, конечно, такая работа не изживает себя. Отмечу, что этим мы занимаемся во взаимодействии с другими государственными и силовыми структурами, в одиночку справляться крайне сложно. Приведу пример. Проводя анализ происшествий, совместно с правоохранителями мы составили определенный социальный портрет погибших — это мужчина 40-45 лет, не имеющий постоянной работы, который иногда употребляет алкоголь и, как правило, проживает в сельской местности. Учитывая такую усредненную характеристику, мы привлекаем к таким людям старост деревень, которые в первую очередь видят и знают, чем живет человек. А иногда оказывается, что этим людям нужно оказать помощь: не у всех исправна проводка, не работает пожарный извещатель или печное оборудование. Здесь важна работа смотровой комиссии, в состав которой входят и наши специалисты.

Естественно, не забываем о пожилых людях. Часто у них есть дети, уехавшие в столицу или другие крупные города. И таким родственникам мы пишем письма с предложением по возможности оказать помощь своим родителям.

Плотно сотрудничаем с системой образования. Безопасность детей — это отдельная тема, которая в любое время года первая в нашей повестке.

— А есть ли эффект от такой деятельности в целом?

— Давайте посмотрим на ситуацию в долгосрочном периоде. В целом, показатели пожаров и смертности снизилась в два раза. Еще 10-12 лет назад в области фиксировалось по три тысячи пожаров, в которых гибло под 300 человек, то последние года планка снизилась до 1200-1300 и около 120 смертельных исходов. Но! Это все равно очень много.

Опять же возьмем цифры по детям. Раньше ежегодно гибло по 16-18 ребятишек. И это только в области. По республике цифра доходила до нескольких десятков. Сейчас в стране в год фиксируется 7-9 детских смертей на пожарах. Такое положение дел считается чем-то из ряда вон выходящим и рассматривается на уровне правительства.

Стоит понимать, что одномоментно результат не достигается. Это невозможно практически. Наша работа — с прицелом на долгосрочность. И по прошествии времени, видны конкретные итоги.

— Тем не менее, работу спасателей довольно часто критикуют. Не задевает?

— Реагируем конечно. Анализируем каждый случай. И в то же время пытаемся объяснить, что далеко не все зависит от нас. Люди частенько забывают о гражданской и личной ответственности. Если человек сам перестанет следить за собой, за своими детьми и будет надеяться на славянское «авось», или «я всегда так жил и все нормально», то беда рано или поздно придет. Поймите: ответственность за безопасность лежит абсолютно на каждом из нас. Это не товар, который можно купить в магазине и быть на 100% защищенным.

— Пожалуй, особенно это актуально в случае с вредными привычками. Курение в постели, да еще и вкупе с алкоголем — довольно частая причина смертности на пожарах.

— Конечно. Вредная привычка, по сути, болезнь, которую нужно лечить. Правда, исцелить от нее мы не можем. Да и имеем ли право? Хотелось бы рассказать каждому одну простую вещь. Курить или выпивать дело каждого. Но если уж пригубили, то, пожалуйста, не ложитесь с сигаретой в постель. Понятно, что это и удобно, и расслабляет. Лучше выйдите на улицу и покурите там. Если делаете это дома, то окурок выбросите в пепельницу, убедившись, что он перестал тлеть. Поверьте, это спасет не один десяток, а то и сотни жизней.

— Пожары — бич не только частных домовладений или квартир. Как обстоит работа с организациями и предприятиями?

— Конечно пожары на объектах случаются. Поэтому надзорная работа важна и, подчеркну, в первую очередь руководителей предприятий и фирм. На самом деле, это не так легко как кажется. Особенно, если речь о частных организациях. Абсолютно ничего не имеем против «частников», но именно они нередко оставляют в стороне вопросы пожарной безопасности.

Тех, кто не хочет обеспечивать безопасность людей, приходится привлекать к ответственности. И не стоит воспринимать это как давление, наказание или травлю — есть законодательство и его нужно выполнять.

— Сейчас работы у спасателей прибавится — весной наступает эпидемия возгораний в экосистемах.

— Более того, эти случаи фиксируются уже сейчас. Столичный регион в принципе характеризуется большим количество пожаров, на которых горит сухая трава. В 2018-м в стране зафиксировано свыше 1600 загораний в экосистемах. И на долю Минской области пришлось больше половины.

Правда, сделаю оговорку. Количество вызовов кажется большим, потому что мы реагируем абсолютно на каждое загорание. Приведу цифры. Средняя площадь лесного или торфяного пожара в прошлом году составила менее гектара. Травы — около одной сотой гектара. Но лучше затушить маленький клочок экосистемы, чем затяжной пожар в лесу. Так что статистика в данном случае несколько обманчива.

С другой стороны, ответственность даже за такие, казалось бы, мелочи лежит на хозяевах этих участков и полей. Сразу возникает вопрос: а почему эту траву не убрали заблаговременно? Тогда бы очередного случая можно было бы избежать.

И хотелось бы напомнить, что за умышленный поджог травы или лесных угодий законодательством предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Так что прежде чем разводить костер, убедитесь в безопасности и постоянно следите за его горением.

Александр Новохрост

Фото Павел Шнип

Будь готов

Другие новости

 

Единый день безопасности
Единый день безопасности
Волшебная книга
Волшебная книга
Приложение МЧС
Приложение МЧС

Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть