image description
 

Учреждение Минское областное управление МЧС Республики Беларусь

 

Рубрика «Война сквозь женские сердца»: Леонович Аделаида Александровна (Логойский район)

989

О войне мы знаем из фильмов и книг, из уроков истории. Мы знаем: война – это страшно. Войны не хотели наши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Но тогда, в сороковые, война пришла, а вместе с ней – тяжелое время, слезы и горе в каждый дом.

Но задумываемся ли мы о том, что с каждым годом у нас всё меньше возможности увидеть живых участников боев и услышать их рассказы о тех временах? Не узнавать о значимых событиях для всего народа из книжек, а проникнуться чувствами тех, благодаря кому мы можем это делать, познать жизнь людей, их истории…

Встреча с ветераном лично для меня очень трепетное и волнительное событие.

В процессе организации ЭТОЙ встречи неоднократно закрадывалась мысль: а готова ли пожилая женщина рассказывать о войне? Стоит ли «ворошить» прошлое? Так не хотелось «вскрывать» рану женского сердца…

К Леонович Аделаиде Александровне поехали с юными спасателями и руководителем клуба «Адреналин». Дом найти было нетяжело – табличка «Здесь живет ветеран ВОВ» подсказала…

Аделаиде Александровне 90 лет. Гостей она встречает в белоснежной блузке и красивом костюме. На груди – медали.

– Спасибо вам, девочки, что нас не забываете. Нас же осталось немножко.

Марина Борисовна, дочь Аделаиды Александровны, признается: она ждала нас с самого утра.

Не откладывая, выполнили просьбу нашей героини: фотографию на память!

Аделаида Александровна во время войны была связной у партизан, тогда ей было всего 13 лет.

И когда речь зашла о тех временах, на секунду выражение лица милой, позитивной бабушки изменилось: пропала улыбка, взгляд, казалось, застыл на одной точке.

– Я не совершала подвигов, – обратилась она к нам. – Но разве пройти через такое, будучи ребенком, да еще и рискуя жизнью, быть связной, это не подвиг?

Рассказ Аделаиды Александровны, безусловно, это не один из школьных уроков истории, наполненный датами и событиями «для заучивания».

Слушая ее, погружаешься в те времена, рисуешь себе картинку, как это было, сопереживаешь героям истории. А потом, опомнившись, возвратившись в реальность, сравниваешь ее «детство» со своим.

В партизаны Аделаида Александровна попала вместе с мамой и еще тремя братьями и тремя сестрами: старшей сестре было 14 лет, а младшему брату всего 9 месяцев.

– Когда нас определили в землянку, где мы будем, вот помню, младший есть захотел… Он как заплачет! Сразу же кличку ему дали – Сигналист! А мама переживала очень, примут ли нас, ведь малыш спать никому давать не будет... А речку переходили! Два бревна от одного до другого берега. Гуськом дружкой шли. А Ромка наш боялся, говорит, не пойду, я упаду. Партизаны на него: «Трус!», а он: «Я не трус! Я плавать не умею!», – Аделаида Александровна рассказывает о своих близких, которых, к сожалению, уже нет живых, об этом можно догадаться по дрожащему голосу…

– Скажу вам, по правде. Никто у нас не обижался. Мама сказала: «Ничего, как-нибудь будем воевать!». Мама у меня красивая была, артистка. В костеле пела раньше. 43 года ей было. Самый возраст такой. И столько детей. Набожная была. Как ложилась спать, так молилась. И других заставляла молиться. Говорит, если не умеешь, так хоть крестись…

К воспоминаниям о маме уже прабабушка Аделаида Александровна возвращалась неоднократно…

– Случай был такой еще. Был один лейтенант. Самый настоящий лейтенант. У него пуля в ноге застряла. А отец его был начальником большим в Москве. Так вот когда узнал он, что сын жив, отправил самолет, –у нашей собеседницы дрогнул голос. – Так он хотел меня забрать с собой в Москву. Мама не соглашалась сначала, а потом отпустила, говорит, мол, хоть ты одна жива останешься. Парень хороший был. Пришли мы к самолету. Он и говорит пилоту: «Беру с собой девочку эту!», а пилот ему: «Я и тебя сейчас выкину! Ты что! Я же инструмент весь в Москве оставил! Мне каждый килограмм знаешь, чего стоит?!». Лейтенант обещал моей маме, что если жив останется, то найдет нас, говорит, знает, что мы из Плещениц, найдет обязательно. Но не было ни весточки от него. Мы спрашивали, искали его, но никто не знает, что с ним случилось, – Аделаида Александровна замолчала. Спустя мгновение проронила: «Может, не долетел…»

Героиня нашей истории лично про себя рассказывала немного, чувствовалось, что она говорит о наболевшем: о людях, с которыми хотелось бы встретиться, поговорить с ними, но тому уже не бывать… Когда я готовилась к встрече с НЕЙ, ожидала узнать, что такое связная у партизан и что она делала… Нет, не думайте, я не разочаровалась. Я поняла, как мало я знаю о войне… Думаю, не преувеличу, если скажу, что каждый из нас хоть однажды ловил себя на мысли, мол, круто было бы вернуться в детство, в школьные беззаботные годы. Так вот ОНА этого не хочет. И люди ТОГО времени не хотят…

– Как я помогала? К моему отцу приезжали. Я не знаю, кто и зачем, понятия не имела. Молоко и зерно привозили. Но чувствовала, что что-то не то. Смотрю, папа с мамой разговаривают. А потом он спичку достал и кулек сжигает. Это сводки были. Я не знала, но понимала. Шпионкой такой была. Помню, приехал дядька к папе. А я под кроватью спряталась. Правда, не понимала, о чем они говорят. Про партизан? Про партизан речи мало там было. А потом я к папе подхожу такая: «А я знаю, зачем к тебе дядя приезжал! Он возит тебе кулек!» – улыбнулась Аделаида Александровна. – А потом перестали они ездить. Боялись. И папа боялся. Так вот он меня посылал к дорожному домику. А дороги там не было, грязь такая... И папа говорил, мол, если кого встретишь, говори, что идешь за молоком, семья большая… Но немцев я не встречала! Я все время прислушивалась. Гул? Я в кусты тогда! Они ж на машинах ездили. Вот такая помощь была…

Аделаида Александровна рассказывала… И о том, как в лесу в болоте ночевала, как она на мху лежала, а братика на себя ложила, чтобы ему было теплее… Как однажды в лесу осталась совсем одна… И как после двухдневного голода довольствовалась 5 зернышками пшеницы…

13 лет. О чем думала я в 13 лет? Как после школы скорее сделать уроки, чтобы пойти на улицу с друзьями играть? А, нет, в 13 лет я играла в компьютерные игры… И обижалась, когда родители спать заставляли идти…

Под мягкий голос Аделаиды Александровны пятилетний сын руководителя клуба юных спасателей-пожарных уснул. Нам пришлось собираться домой.

Хозяйка дома снова переменилась в позитивную бабушку и подвела итог:

–А после войны я закончила техникум и всю жизнь работала агрономом. Я ветеран труда! – о своем настоящем счастье, 7 правнуках Аделаида Александровна рассказала раньше. Приезжают к ней каждые выходные.

Трудно описать, сколько уважения, восхищения вызывает у меня эта женщина. Мне кажется, ОНА сильнее всех нас, несмотря на нашу молодость. Мы обнялись. И я поблагодарила Бога за эту встречу. И её – за её жизнь!

Напоследок Аделаида Александровна перекрестила нас и пожелала здоровья.

Перекрестила. Как когда-то делала ее мама…

Я чувствую огромную ответственность, публикуя этот материал. Переживаю, чтобы не исказить слова этой невероятной женщины. Боюсь оскорбить ее чувства. Но я хочу, чтобы каждый задумался о том, чего стоила Победа…

Записала Наталья Королева, инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Логойского районного отдела по ЧС

Будь готов

Другие новости

 

Единый день безопасности
Единый день безопасности
Волшебная книга
Волшебная книга
Приложение МЧС
Приложение МЧС

Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть