- Адреса и телефоны
-
220137 г. Минск, ул.Нестерова, 9а
Время работы: пн-пт 09.00-18.00
- (+375 17) 246-74-04 (приемная)
- (+375 17) 273-39-99, (+375 17) 273-93-65
- minobl@mchs.gov.by
Тематическая рубрика «Суть нашей профессии – НЕ НАЗЫВАТЬСЯ, А БЫТЬ»: Александр Губанов (Столбцовский район)
Мы давно уже привыкли, что спасатели – это люди, которые находятся непосредственно “в очаге чрезвычайных происшествий”. Мы видим, как они приезжают на вызов, как входят в горящий дом или погружаются в реку (озеро), как спасают людей, попавших в беду. Но, в то же время, спасатели – это и те люди, которые принимают наш звонок на “101” или “112”, которые первыми узнают о нашей беде и в кратчайшие сроки принимают решение о том, как действовать дальше. И эти люди – это диспетчеры центров оперативного управления отделов по чрезвычайным ситуацяим.
Итак, герой нашей сегодняшней статьи – диспетчер центра оперативного управления Столбцовского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Александр Губанов.
Службу в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Александр Петрович начал в 1994 году, после службы в армии.
– Конечно, как и большинство молодых и отчаянных, хотел быть пожарным – смело в огонь и воду, помогать, спасать, – вспоминает наш герой. – Но на то время такой вакансии не было. Мне предложили для начала должность диспетчера. Я особо и не раздумывал – согласился сразу. Решил, что полгода-год поработаю, а потом перейду в спасатели-пожарные. Но так быстро сменить поле деятельности не получилось. А когда появилось место в “спасательной команде”, то я уже настолько привык к своей должности, что решил её не менять.
По традиции, мы решили спросить, помнит ли Александр Петрович свой первый звонок. Ответ немного удивил:
– Первый самостоятельно принятый звонок не помню, но зато я помню свой первый выезд на пожар. Да, не удивляйтесь. Раньше диспетчеры в самом начале своей службы выезжали вместе с караулом на пожары. Делалось это для того, чтобы мы смогли сами увидеть процесс тушения, работу спасателей. Смогли, так сказать, на деле более подробно изучить технику, аварийный инструмент, – объясняет диспетчер со стажем. – Как сейчас помню, первый выезд – деревня Островы, горел сарай. Конечно, пожар сложным не был. Но мне всё было интересно: как станут машины, кто прибудет на помощь, как действует начальник караула, как действуют бойцы. Опыт, я вам скажу, получил колоссальный.
– Александр Петрович, а бывают ли звонки, которые условно можно назвать тяжелыми? Когда прямо хочется положить трубку и хотя бы минуту отдохнуть от звонившего?
– Конечно, за годы службы бывали разные звонки, включая и любимые в одно время ложные «пожары», – отмечает Александр Губанов. – Но тяжелее всего общаться с паникёрами. Когда человек звонит и просто кричит в трубку «Пожар!! Вы почему не выезжаете? Мы сгорим ту сейчас все!!». В таких случаях, чтобы узнать, что и где горит, мобилизуешь все свои человеческие качества и призываешь на помощь скрытого внутри психолога. Ведь прекрасно понимаешь: криками делу не поможешь.
К слову, Александра Петровича никто не сможет упрекнуть в некорректном общении – его терпению и умению общаться с людьми можно только позавидовать.
– Бывали ли в Вашей практике случае, когда ситуацию смогли урегулировать по телефону?
– Конечно, что касается разбитых градусников и мер пожарной безопасности при сжигании мусора, то это всегда можно урегулировать по телефону, – отмечает опытный диспетчер. – Но бывают случаи и посложнее. Вот, например, в прошлом году, осенью, поступил звонок от мужчины, который заблудился в лесу. Звонивший не паниковал, не скандалил, просто спросил, можно ли как-то его сориентировать. Мы попросили его описать, что он видит вокруг. Оказалось, недалеко от него находился «столбик с какими-то цифрами». Уточнили, какие именно цифры, сверились с картой района, определили приблизительно место нахождения «потеряшки». Сказали, в каком направлении двигаться – мужчина исполнял все указания, находился постоянно на связи и, в конце концов, вышел из леса. Через некоторое время, кстати, перезвонил нам и поблагодарил за помощь. Казалось бы, обычная благодарность, но именно в такие минуты понимаешь, что не зря выбрал такую профессию.
– Александр Петрович, Вы уже более 20 лет несете службу в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, поэтому можете сравнить: как было и как стало. Какие изменения Вы бы особенно отметили?
– Ох…Мне кажется, что изменения за такой период коснулись буквально всех сторон нашей службы. Что касается непосредственно меня, то в самом начале на вооружении у диспетчера был один телефон и радиостанция. Чтобы передать какую-либо информацию, иногда приходилось ждать, пока участники тушения найдут городской телефон у кого-либо из жителей, так как рации не везде улавливали сигнал. Сейчас мобильные телефоны с самыми разными приложениями вмиг решают данную проблему. Конечно, хочется отметить технику. ЗИЛ -130, ЗИЛ – 131 уступили место десятитонным автоцистернам, появились автомобили быстрого реагирования и автоматические коленчатые подъёмники. А уже с изменением пожарной техники изменилась, соответственно, и сама техника тушения пожаров. Кроме того, хочу отметить и форму спасателей. Я ещё помню то время, когда на пожары выезжали и в боёвке из брезентового материала, и в, так называемом, «костюме сварщика». Ну а сегодня боевая одежда – это не только надежная защита на пожарах, но и, что не маловажно, комфортная форма для работы.
– А скажите, пожалуйста, целые сутки на одном месте – это не скучно?
– Скучно не бывает. Ведь, кроме приёма экстренных вызов, работы хватает – работа с документацией, оперативной информацией, изучение карты местности (нужно быть в курсе всех изменений: где-то переезд закрыт, где-то ремонт дороги – нужно знать, где объезд). Кроме того, мы тесно взаимодействуем со всеми службами района, а это тоже постоянное общение и сбор информации. Как мы уже говорили, люди звонят и для того, чтобы проконсультироваться, уточнить какие-то общие вопросы. А чтобы дать компетентный ответ, нужно быть компетентным в вопросах безопасности, а для этого необходимо постоянно самосовершенствоваться и учиться, чем мы и занимаемся в свободные минуты.
За годы службы Александр Петрович проявил себя только с положительной стороны, что не раз отмечалось руководством на самых разных уровнях. Так, герой нашей статьи не раз поощрялся правами районного исполнительного комитета, имеется у него и благодарность Минского областного исполнительного комитета. Кроме того, есть в копилке наград Александра Губанова и нагрудный знак «Выдатнік», и медаль «За безупречную службу» III степени.
И, конечно, завершая нашу беседу, мы не смогли не спросить Александра Петровича, что бы он пожелал своим коллегам в преддверии профессионального праздника – Дня спасателя Республики Беларусь.
– Пожалуй, сегодня самым нужным будет пожелание здоровья. Кроме того, желаю семейного благополучия, счастья, никогда не знать усталости и отчаяния, ни за что не отступать перед бедой. Традиционно – «сухих рукавов»! И, конечно, соответствовать девизу рубрики: НЕ НАЗЫВАТЬСЯ, А БЫТЬ!