image description
 

Учреждение Минское областное управление МЧС Республики Беларусь

 

Ветеран МЧС Александр Шилак: «Рвануло так, что резервуар взлетел словно ракета» (MЛЫН.BY)

4047

Как и многие советские мальчишки, в детстве Александр Шилак мечтал стать профессиональным военным. Однако судьба приготовила немало интересных поворотов и с течением времени уроженец Дзержинска стал главным пожарным области. Недавно ветеран МЧС отметил 65-летний юбилей. Корреспонденты «МЛЫН.BY» встретились с Александром Шилаком и узнали, что вынудило будущего спасателя отказаться от карьеры ученого, как создавалась система пожарной безопасности в 80-е, и почему каждое происшествие навсегда остается в памяти.

«Намекнули, что очередь на кандидатскую не пришла»

— Каким был ваш путь в профессию?

— Совсем не коротким и, наверное, необычным. Еще юношей хотел поступить в военное училище, но в последний момент «забраковали» по здоровью. И я задумался: куда податься? Кто-то из знакомых сказал: «А давай на географический факультет, там интересно!». И он был прав, потому что пять лет пролетели незаметно. Учиться было на самом деле здорово.

Тогда в БГУ была обязательная военная кафедра. По окончании учебы мне и друзьям присвоили звание лейтенантов. Многие советовали идти на военную службу. Тем не менее, распределился в институт торфа Академии наук.

Задержался там примерно на два года и даже готовился писать диссертацию. Однако мне мягко намекнули, что моя очередь еще не наступила.

Спорить не хотелось. К тому же, начинались события в Афганистане, и я все же пошел служить — даже рапорт сам написал. Попал в знаменитую 120-ю Рогачевскую дивизию в Уручье.

— Вот как…

— Тяжеловато было, конечно. Такая резкая смена обстановки. Хотя потом шаг за шагом стал одним из лучших командиров мотострелкового взвода. Обо мне даже газеты писали (улыбается). По советским меркам перспективы были неплохими. Но вмешались семейные обстоятельства и в декабре 1981-го вернулся в Дзержинск. Тоже в силовую структуру, только в МВД. Этому министерству тогда подчинялась пожарная служба. Она делилась на три направления: профессиональная, военизированная охрана, а также государственный надзор. Я попал в последний, на должность инспектора. Конечно, профильного образования не было, поэтому через год уехал учиться в Минск — в школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава. Сейчас это Университет гражданской защиты.

IMG_2747-copy.jpg

«За нашим опытом приезжали со всего Союза»

— Потом снова вернулись в Дзержинск?

— Да, через 11 месяцев. В 1983 меня назначили начальником государственного пожарного надзора. Функция была прозаической — предупреждение пожаров на различных объектах: жилых домах, предприятиях. А еще в начале 80-х в СССР как раз создавали систему сельской пожарной охраны. Делали это так: между тремя-четырьмя хозяйствами заключался договор, по которому они обеспечивали содержание депо, пожарной машины и личного состава. На каждый пункт пожарной охраны требовалось 4 смены по 2 человека. Называлась это межхозяйственный опорный пункт. Сейчас — просто пожарный пост.

Короче, объем работ был огромный. К началу 1986-го создали 7 опорных пунктов. И тогда же к нам пожаловала делегация — посмотреть на успехи. Да не простая. Руководил ей начальник главного управления пожарной охраны МВД СССР генерал-лейтенант Микеев. Проверяли два дня. Скажу откровенно: вопросы по документации были. Но когда они увидели наши опорные пункты — полностью экипированные, с новыми машинами, обученными бойцами — остались под впечатлением. Микеев жмет мне руку и говорит: «Вот такой должна быть сельская пожарная охрана».

После за нашим опытом начали приезжать со всего Союза — Латвия, Молдова, Россия, Украина… Всех даже и не припомню.

«Резервуар взлетел словно ракета»

— Наверное, успех повлиял на дальнейшую карьеру?

— Скорее нет, но понимал: знания совершенствовать надо. В 1990 году поступил в Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР — единственный вуз, который готовил высшие офицерские кадры для пожарной охраны. В 1992-м меня пригласили на должность заместителя начальника управления пожарной охраны УВД Миноблисполкома, а еще через два года стал главой структуры.

— Чем запомнилось то время?

— Одним словом — революция. Ведь именно на мою долю выпала «военизация» пожарной охраны, а потом создание непосредственно областного управления МЧС. Впрочем, это больше административные вещи. Но хватало и резонансных происшествий.

— Имеете в виду пожар на железнодорожной станции в Борисове в 1997-м?

— Не только. Вообще, тот год был особенным, что ли… 6 января у меня день рождения. И как раз тогда на Фанипольской подстанции происходит пожар. Город полностью обесточен. По правилам техники безопасности, пока нет документа, что напряжение снято на всех участках, к тушению приступать нельзя. Получается интересная картина: спасателей много, машин много, однако все стоят на месте. Что делать? Беру ответственность на себя и спрашиваю: кто пойдет еще? Согласились двое. Взяли несколько десятков порошковых огнетушителей и отбили хоть часть оборудования. Рисковали? Да. Но оправданно.

И Борисов, конечно. 23 августа с рельсов сошло 20 вагонов с бензином и пропаном. Что только не передумал, пока ехали… Чудо, но обошлось без взрыва, хотя рядом с эпицентром стоял еще один «товарняк» с топливом. Возгорание ликвидировали через несколько часов, а вечером восстановили движение по железной дороге. Уже после специалисты смоделировали возможный взрыв. Последствия могли быть катастрофическими, станция ведь находится в самом центре города.

А в середине октября вновь полыхнуло в Фаниполе. На этот раз на нефтебазе. Объект — уникальный. Почти 100 тысяч кубометров легковоспламеняющихся материалов. А дело было вот в чем. Днем проводили технические работы. Их нужно выполнять инструментом из латуни, а кто-то прихватил металлический ломик. Короче, рвануло так, что резервуар взлетел словно ракета… Крыша на нем была поплавковой, из пенополиуретана. В результате она разлетелась и образовалось под 30 очагов огня. Ситуация патовая: в худшем случае Фаниполь нужно было бы эвакуировать.

— И как выкрутились?

— Незадолго до происшествия на нефтебазе создали пожарную часть. И начальник ее караула смог объективно оценить обстановку и закрутилось… А закрутилось по схеме, которую отрабатывали три года. Два раза в год проводили тактические учения. Каждый водитель знал, куда ему ехать, пожарный — где стоять, а офицер — как организовать процесс. Благодаря мужеству, смелости и тренировкам возгорание ликвидировали за час и 44 минуты. Для сравнения, на тушение подобного объекта под Москвой понадобилось три дня.

— Всегда было интересно, что чувствует человек в такие напряженные моменты? Тем более, когда отвечаешь за жизнь десятков подчиненных.

— Еще с армейской службы меня научили простой формуле: необходимо сделать все, чтобы не погибли простые люди и твои бойцы. А уже потом можно волноваться о технике и других вещах. Всегда старался донести эту истину.

«Пропускал каждое несчастье через сердце»

— Как изменилась работа пожарных за несколько десятилетий?

— Цель осталась прежней — спасти. А вот средства стали другими. Еще в 80-е некоторые пожары приходилось тушить буквально одному — не хватало машин и людей. А теперь… Даже не могу представить, насколько мы продвинулись. Нужно сделать разведку? Пожалуйста, есть дрон. Запускай — и вся площадка якобы на ладони.

— Вы проработали в МЧС до…

— 2002 года. После 8 лет — в управлении по чрезвычайным ситуациям облисполкома. Ушел тогда, когда понял — устал.

Я не работаю пожарным уже 18 лет. Сейчас вспоминаю и не могу поверить: это действительно происходило со мной? Однако память детально сохранила все пожары, аварии. Почему? Наверное, потому, что пропускал каждое несчастье через сердце и душу.

Недавно, выступая на мероприятии перед бывшими коллегами, я сказал: в Минской области служить непросто, но почетно. У нас свои традиции, отношение к работе. Убежден: лозунг, который украшает флаг нашего Министерства — «Профессионализм, смелость, честь» — это о каждом из нас.

Визитка

Александр Шилак родился 6 января 1955 года. Пожарному делу отдал более 20 лет. Прошел путь от инспектора до начальника Минского областного управления МЧС. Специалист 1 класса. Награжден многими белорусскими и зарубежными правительственными медалями, грамотами. За безупречную службу объявлена ​​благодарность Президента Беларуси Александра Лукашенко.

У Александра Шилака большая семья. Вместе с женой Галиной вырастили двух дочерей. Сейчас ветеран МЧС любит проводить время с внуками и внучками, которых у него уже четверо.

Александр Новохрост

Фото: Павел Шнип

Подробнее mlyn.by

Будь готов

Другие новости

 

Единый день безопасности
Единый день безопасности
Волшебная книга
Волшебная книга
Приложение МЧС
Приложение МЧС

Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть