- Адреса и телефоны
-
220137 г. Минск, ул.Нестерова, 9а
Время работы: пн-пт 09.00-18.00
- (+375 17) 246-74-04 (приемная)
- (+375 17) 273-39-99, (+375 17) 273-93-65
- minobl@mchs.gov.by
Как МЛЫН.BY почти съездил на пожар
На нашем портале можно найти десятки, сотни и даже, наверное, тысячи заметок про пожары и другие происшествия, так или иначе связанных с работой спасателей. Но как организована работа огнеборцев — почти всегда остается за кадром. Чем занимаются пожарные между вызовами, и как бойцы поддерживают форму — в репортаже МЛЫН.BY из пожарной части в Ждановичах.
Не только пожары
В части мы оказались около 9 утра. К этому времени на дежурство заступила новая смена. Ждановичская пожарная часть в чем-то уникальна. Она расположена всего в нескольких сотнях метров от кольцевой, хотя по антуражу так и не скажешь. Плотный лиственный лес и соседство с Минским морем создают иллюзию, словно ты находишься за сотни километров от шумной столицы. Зона ответственности части — большинство населенных пунктов Ждановичского сельсовета. Однако при необходимости выезжают на подмогу столичным коллегам. Случается это, к слову, не так редко.
Огнеборцы ждановичской части выезжают преимущественно на пожары в прилегающие деревни. Но в случае необходимости помогут и столичным коллегам
— Кроме пожаров выезжаем и на другие происшествия. Спасение людей на воде, ДТП… Вообще, специфика чрезвычайных ситуаций во многом зависит от времени года. Весной, как правило, ездим на тушение сухой растительности. А летом частенько достаем нерадивых купальщиков из воды. Тем более, рядом много санаториев и лагерей. В нашей части есть специальное оборудование: моторная лодка, водолазные костюмы, средства спасения с поверхности воды. Регулярно тренируем навыки на воде. И, конечно, в любое время года случаются обычные пожары, — рассказывает начальник части Павел Пинчук.
Рабочий день спасателя начинается с построения и изучения оперативной обстановки.
— Меняемся стандартно, в 8 часов. Максимально возможное количество бойцов для нашей части — семь. Они выезжают на двух автоцистернах. После заступления на дежурство немного работаю с документами. Необходимо провести инструктаж среди личного состава, изучить детали происшествий за прошедшие сутки. В общем, вникнуть в происходящие события, — поясняет начальник караула Роман Поживилко.
В части установлена система оповещения. Если придет сообщение о пожаре, начальник караула включит специальную сирену
Кажется, что после выполнения формальностей бойцам можно расслабиться. Конечно, это не так. Рабочий день спасателя расписан буквально по минутам. В 9 утра караул приступает к теоретической и физической подготовке.
— Это обязательный элемент. Занятия длятся 4 часа. Первая часть — физические упражнения. Работа у нас «силовая», поэтому обязательно поддерживаем форму. Вот сегодня, например, будем тренироваться в полной экипировке, в том числе с аппаратами на сжатом воздухе. Предстоит беговое упражнение, — продолжает начальник караула.
Бойцы быстро экипируются: на все не более минуты. Несмотря на то что спасатели народ спортивный, травма на ровном месте никому не нужна. Поэтому тренировке предшествует короткая разминка. Наблюдая за упражнением, общаюсь с дневальным — водителем Дмитрием Книгой. Во время упражнения коллег он следит за сохранностью техники и порядком в части.
— На водителях лежит большая ответственность. Нужно проверить до мелочей состояние машины. От этого фактора зависит качество работы в условиях реального выезда, — подчеркивает Дмитрий.
Параллельно водитель показывает «начинку» пожарного автомобиля. В нашем случае препарируем МАЗ с десятитонной цистерной. Внутри можно найти все, что может понадобиться спасателям. Пожарные рукава, генератор, гидравлические ножницы, штурмовые лестницы и даже прожектор для работы в ночных условиях. Диву даешься, как громадное количество оборудования умещается довольно компактном кузове.
— Машина специально так спроектирована, чтобы нужный инструмент был под рукой. Водитель должен знать, что и где у него лежит. Потому что на реальном пожаре я в считанные секунды должен подать дополнительный рукав. Или, например, подготовить гидравлическое снаряжение, — отмечает Дмитрий Книга.
Как включается сирена в пожарной машине? Вся сигнализация управляется с этого пульта
Тем временем тренировка заканчивается. Теперь же предстоит поупражняться теоретически. Учебный класс, до боли знакомая зеленая доска, ручки и тетрадки. Обстановка в чем-то напоминает школьную, хотя за партами сидят вполне себе взрослые мужики. Картина необычная.
— Я, как начальник караула, провожу занятие. Теорию мы в общем-то знаем. Однако время от времени знания нужно освежать. Вот сегодня повторим тему оказания первой помощи, — поясняет Роман Поживилко.
В учебном классе
А обед по расписанию?
На конспектирование уходит чуть более часа. Перед обедом (который по расписанию части начинается в 13:00) у спасателей есть несколько свободных минут. Воспользовавшись этим, продолжаем разговор с начальником караула.
— Вообще, в пожарной службе работаю почти 5 лет. Последние три года — в Ждановичах. Работа по-своему интересная и драйвовая. Хотя, конечно, сложная, — говорит Руслан Поживилко.
На вопрос, как часто приходится выезжать на вызовы, молодой человек отвечает так.
— Зависит от многих факторов. Редко, но такое бывает, целые сутки ничего не происходит. Весной наступает пора палов сухой растительности. Иногда бывает по несколько подобных выездов в день. Тогда приходится попотеть, — поясняет спасатель.
Есть на вверенном участке и сложные объекты. В нескольких сотнях метров от части расположен Республиканский клинический медицинский центр.
— У него необычная и интересная, но непростая планировка. Если посмотреть с воздуха, от центрального корпуса здания будто отделяется четыре луча. Соответственно, нужно досконально знать все пути эвакуации…
Разговор обрывается на полуслове. Из дежурной комнаты, где стоит радиостанция, доносится позывной: «Ждановичи». Спустя мгновение диспетчер проясняет: в одном из кварталов Заславля на открытой местности наблюдается неуточненное горение. В считанные секунды несколько бойцов запрыгивают в автомобиль. Вместе с ними под аккомпанемент сирены отправляемся и мы.
Правда, едва успев выехать на трассу, расчет получает отбой: возгорание маленькое, помощь не понадобится. Тем не менее мы почти опровергли старое журналистское правило: если отправляешься на репортаж в пожарную часть, выездов не будет.
И даже газон
Внезапная тревога отняла у бойцов несколько минут обеда. Впрочем, работа есть работа.
— Стараемся обедать вместе. За столом можно немного расслабиться, поговорить на отвлеченные темы. Это сплачивает коллектив. А от этого во многом зависит качество работы, — уверен Роман Поживилко.
Впрочем, обед — лишь временная передышка. Начиная с 14:00 два часа спасатели проведут за генеральной уборкой части. Картина — словно оказался на корабле. Пол обильно поливается водой и моющими. Для идеальной чистоты потребовалось всего несколько минут. В порядок нужно привести и прилегающую территорию.
Несколько раз в месяц бойцы подстригают газон
— А после начинается так называемое резервное время начальника смены. Звучит завуалированно, но по факту в эти часы я общаюсь с коллегами. Опять же — часть тимбилдинга, — поясняет Роман Поживилко.
Мы прощаемся с пожарными перед ужином. Желаем ребятам приятного аппетита и, конечно, сухих рукавов — спасатели будут нести службу до 8 утра.
Уже утром Роман Поживилко бодро отрапортовал: вечер и ночь прошли спокойно. Пусть так будет всегда.
Александр Новохрост
Фото и видео: Павел Орловский
Подробнее https://www.mlyn.by/2020/05/otvlechemsya-ot-koronavirusa-kak-mlyn-by-pochti-sezdil-na-pozhar/